В нашей стране ежегодно констатируются факты гибели и травматизма детей. Цифры статистики детского травматизма не могут оставить равнодушным ни одного взрослого человека: от внешних причин ежегодно гибнут более 100 детей. Отравления, дорожно-транспортные происшествия, проглатывание инородных предметов, выпадение из окон, пожары – это далеко не полный перечень ситуаций, которые могут привести к трагедии. В структуре всего детского травматизма бытовые травмы – самое распространенное явление. На их долю приходится около 70% всех несчастных случаев. Меньше всего травм зарегистрировано у детей первого года жизни, с 3 до 6 лет травматизм увеличивается более чем в 3 раза. Максимальный уровень травматизма отмечается у подростков. Травматизм детей, особенно в раннем возрасте, во многом зависит от отсутствия должной бдительности родителей, недостаточного знания ими психофизиологических особенностей и физических возможностей своих детей. Для того, чтобы предупредить травматизм, родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания.
Больше всего неприятностей в квартире случается на кухне. И причина их кроется в неосторожности и неосмотрительности взрослых. Очень важен личный пример безопасного поведения родителей. Исходя из характера случаев получения ожогов детьми в быту, следует отметить, что в каждом из них травмирования можно было бы избежать при надлежащем контроле взрослых. Лучше перестраховаться и максимально не выпускать ребенка из виду, чем, жалея впоследствии о собственной беспечности, нанести вред его здоровью.
Профилактика: |
Достаточно часто среди детей регистрируются отравления, причинами которых становятся небрежно хранящиеся лекарственные вещества и средства бытовой химии. Ведь яркие этикетки, разноцветные таблетки привлекают внимание любознательных малышей. Поскольку детский травматизм в основном связан с отсутствием у детей прочных навыков правильного поведения в различных ситуациях, отравлениям наиболее подвержены дети дошкольного возраста.
Как предотвратить подобные случаи: |
Во время игр на улице немало травм случается при неудачном выборе места – велик риск получить травму при падении либо ударе обо что-либо. Отсутствие порядка на детских площадках, приусадебных участках, открытой местности представляет особую опасность для детей. Следует объяснить ребенку, что не стоит играть там, где есть ямы, штыри, проволока, битое стекло, гвозди и др. Случаются травмы, когда школьники в процессе игры наталкиваются на металлические предметы, торчащие из земли. При любых обстоятельствах, родители должны контролировать места игр своих детей.
Часто дети выбирают для игр пустующие котлованы и заброшенные карьеры. Ведь ребятне нравится играть с песком, и они не понимают той опасности, которая им угрожает. Дети строят лазы и копают траншеи, делают лабиринты и пещеры в песке, скатываются со склона или карабкаются наверх по песчаной горке. Но песок очень опасный, ведь обрушение грунта происходит моментально, и возможности выбраться из-под завала практически нет.
На что следует обратить внимание для обеспечения безопасности ребенка? |
Когда в доме появляется малыш, родителям надо во многом пересмотреть свое поведение. Так, открытые окна и балконные двери при некоторой потере бдительности могут привести к трагическим последствиям. Ведь характерной чертой ребенка дошкольного возраста является стремление к познанию окружающей действительности, его большая подвижность. Особенно часто о подобных случаях можно услышать в конце весны, летом и в начале осени. Происходит это по разным причинам: дети играли или опирались на москитные сетки, родителей не было рядом – случается разное.
Чтобы избежать случаев выпадения из окон: |
Случаи падения с высоты регистрируются и у школьников. Наибольшее количество травм у которых приходится на возраст 11-14 лет, когда особенно ярко выражено стремление подростков к самостоятельности и желание быть похожими на взрослых. Подростки нередко стремятся показать свою храбрость, ловкость и умение там, где более уместны осторожность и сдержанность.
В нашей стране основное количество несчастных случаев на воде приходится на теплый период года. Открытые водоемы, безусловно, источник опасности, и поэтому осторожность при купании и плавании вполне оправдана. Основными причинами несчастных случаев на воде с участием детей, как правило, являются недостаточный контроль со стороны родителей, незнание правил безопасного поведения и неумение плавать.
Опасность, в особенности для маленького ребенка, представляют не только крупные водоёмы, но и декоративные пруды, и даже ёмкости с водой. Иногда достаточно небольшого количества воды, чтобы с ребенком произошла трагическая случайность. Даже бак с дождевой водой, стоящий во дворе может представлять опасность.
Для предотвращения несчастных случаев на воде: |
Детская шалость с огнем часто становится причиной пожаров. Как показывает практика, часто такие пожары происходят из-за отсутствия навыков у детей осторожного обращения с огнем, недостаточным контролем за их поведением со стороны взрослых, а в ряде случаев неумением родителей организовать досуг своих чад. В возрасте от трех до семи лет дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируя их труд. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решит поиграть с коробочкой спичек или зажигалкой, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который он видел в лесу.
Предотвратите детскую шалость с огнем: |
Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, прежде всего, сами родители должны показывать достойный пример поведения. Ведь основная ответственность за предотвращение повреждений в быту лежит на родителях: рациональная организация ухода за детьми, осторожность, ответственность, самодисциплина должны играть ведущую роль в предупреждении опасных ситуаций. Задача родителей максимально обезопасить своего ребёнка – привить навыки осмотрительности, дисциплинированности и безопасного поведения.
Еще несколько рекомендаций для родителей:
- разговаривайте со своими детьми, стройте диалог, интересуйтесь их делами и жизнью;
- будьте в курсе увлечений, интересов своих детей;
- вы должны знать с кем дружит ваш ребенок, с кем общается, где проводит свободное время;
- приводите примеры, рассказывайте об опасностях, объясняйте и напоминайте, о безопасности;
- не важно, сколько лет вашему ребенку, важно, что вы сделали для того, чтобы научить ребенка безопасному поведению;
- если у вас ребенок дошкольного возраста, смотрите с ним мультфильмы по безопасности, читайте книги;
- проговаривайте правила безопасности, когда ведете ребенка в сад, приводите примеры, сравнивайте ситуации в жизни со сказочными героями, делайте вместе выводы и закрепляйте полученные знания;
- предоставляя ребенку школьного возраста самостоятельность, но все же, разумно контролируйте его;
- детям старшего школьного возраста так же нужно напоминать о безопасности, ведь юношеский максимализм и чрезмерная уверенность приводят к трагедиям;
- всегда напоминайте детям правила безопасности.