И если память будет вечной,
То будет жить всегда душа
Наталья ХАЦКЕВИЧ
С обновленной площади Победы скоро уберут ограждающие баннеры: строительные работы по верхнему уровню завершены.
Если при этом вы не заметите глобальных перемен, а так оно, скорее всего, и будет, значит, свою миссию архитекторы, строители и реставраторы выполнили профессионально.
Подход к капитальному ремонту объектов, имеющих историко-культурную ценность, однозначен: по-максимуму сохранить архитектурную аутентичность.
О том, какая масштабная работа была проделана, причем в кратчайшие сроки, нам рассказала научный руководитель проекта, главный архитектор проектов мастерской ландшафтной архитектуры УП "Минскпроект" Анна Аксëнова.
— Когда начались работы по демонтажу гранитных плит основания монумента, стало понятно, что реконструкция необходима: в фундаменте были обнаружены пустоты, которые, скорее всего, и стали причиной небольшого крена монумента. Кроме того, реставрации и защиты требовали практически все элементы комплекса: орден Победы, горельефы, венки, знамëна, меч…, а также плиты мощения и основания стелы, — в противном случае что-то мы могли уже навсегда потерять.
Ювелирную работу в полном смысле этого слова провели реставраторы по восстановлению утраченных фрагментов ордена Победы: золочение, шлифовку «бриллиантов», замену смальты…
Кстати, для сохранения рубинового блеска и высокой цветопередачи использовалась красная смальта — цветное непрозрачное стекло, специальным образом обожженное в печи.
Знаковое и дорогое для каждого белоруса место неоднократно подвергалось реконструкции, однако столь масштабной — впервые за более чем 60-летнюю историю мемориала.
Чистку, пропайку трещин, патинирование и восковку отреставрированных поверхностей прошли горельефы, чугунные дубовые венки, меч и знамена — все это кропотливая ручная работа, выполненная профессионально и ответственно специалистами ОАО «Белреставрация».
Справочно:
Заказчиком по реконструкции площади Победы выступило
ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», генпроектировщиком — УП «Минскинжпроект». Проект реализован управлениями ОАО «Стройтрест № 1» (СУ-19, СУ-67, СУ-4 и УСР).
— Анна Алексеевна, я была свидетелем трудоемкого процесса демонтажа полуторатонных гранитных плит, которыми облицованы стилобат и основание монумента. Каждый фрагмент очищался, при необходимости — восстанавливался и после усиления фундамента возвращался на прежнее место. И так по каждому элементу?
— Практически да. Помимо нижней части обелиска, реставрировались гранитные основания венков, ремонтировались тумбы и восстанавливались названия городов-героев.
Для сохранения прежней цветовой гаммы и рисунка центральной части площади гранитные плиты мощения, имеющие сколы по краям, аккуратно демонтировались, подрезались под новый размер на производстве ОАО «Белгран» и укладывались повторно.
Единственное, что сохранить не удалось и было воссоздано заново, – это обрамление Вечного огня. Оно полностью повторяет первоначальный вариант: блоки из красного гранита также изготовили специалисты ОАО «Белгран».
Разумеется, реставраторы серьезно поработали над стелой обелиска. Заметно, что камень стал фактурнее. Каждая плитка подвергалась чистке с помощью специальных химреагентов, при наличии высолов – накладывались компрессы, трещины и сколы заделывались полимерными составами – все это вручную, на высоте, в не самую комфортную пору года. На заключительном этапе обелиск был покрыт защитным гидрофобизирующим составом.
— Известно, что во время строительства минского метрополитена площадь Победы подверглась перепланировке и вместо круглой стала овальной. В центральной зоне площади были установлены гранитные блоки в честь городов-героев.
— В это же время (1984 год) под памятником была создана галерея, переходящая в мемориальный зал, на стенах которого размещены бронзовая копия Звезды Героя Советского Союза и таблички с именами воинов, участвовавших в освобождении Беларуси и удостоенных звания Героя Советского Союза. В центре зала находился венок из художественного стекла работы художника В. Позняка.
Сейчас работы на нижнем уровне также близятся к завершению. Перемен здесь много (объект не является историко-культурной ценностью).
Композиционно центром остался венок из литого витражного стекла с расходящимися от него лучами-светильниками. Свое место после реставрации заняли таблички с именами героев.
Обновлены стены, потолок, колонны, отремонтированы подземные переходы, по-новому выполнена гидроизоляция.
Появился большой мультимедийный экран для военной хроники. По обе стороны экрана разместились картины белорусских художников на военную тематику. Здесь же – экспозиция, созданная при участии сотрудников музея Великой Отечественной войны, – то, что не забыть и не простить: черно-белые фотографии, свидетельствующие о самых трагичных событиях Второй мировой.
Меня по-человечески трогает это место и как профессионально сделали свою работу архитекторы группы Ирины Скоробогатой, отдав дань уважения предшественникам и привнеся в мемориальную зону необходимые акценты, рассчитанные на современную аудиторию. Почти не осталось свидетелей и участников войны, наша святая обязанность – донести до молодого поколения главное – это не должно повториться.
— В июне 2019-го начались работы по капитальному ремонту площади Победы, велись они параллельно с проектированием, а в конце февраля 2020-го специалисты начали наладку оборудования системы Вечного огня.
— Надо сказать, что все, кто участвовал в реализации этого проекта, не считались с личным временем, трудностями, какими-то непредвиденными обстоятельствами… — это был наш скромный вклад, дань памяти, историческая справедливость, если хотите, в год 75-летия Победы сделать этот уголок столицы действительно достойным того подвига, который совершил наш народ.
Экскурс в историю
Проект генплана площади Победы был разработан архитектором Михаилом Барщем. В 1954 году в честь воинов Советской армии и партизан, погибших в боях за освобождение Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, в центре площади установлен 38-метровый монумент Победы (по проекту Георгия Заборского и Владимира Короля), облицованный серым гранитом. На четырех гранях постамента размещены бронзовые горельефы, созданные белорусскими скульпторами: «9 мая 1945 года» (Андрей Бембель), «Партизаны Белоруссии» (Алексей Глебов), «Слава павшим героям» (Заир Азгур) и «Советская армия в годы Великой Отечественной войны» (Сергей Селиханов). Обелиск венчает изображение ордена «Победы» (работа ленинградского художника Рябышева).
Вся композиция монумента размещена на широком восьмигранном ступенчатом основании с четырьмя гранитными стилобатами и лавровыми венками на них.
3 июля 1961 года у основания обелиска зажжен Вечный огонь.
Ломоносовская смальта
Орден «Победы» был создан ленинградским художником-живописцем Рябышевым с использованием особенной смальты. Особенна она своей историей. Еще до войны в Ленинграде были начаты поиски мастерской Михаила Ломоносова, которые тогда так и не увенчались успехом. В блокаду на территорию Академии художеств, где, по сведениям, она располагалась, попала бомба. И когда академию стали приводить в порядок, мастерская обнаружилась. Там, среди прочего, была ломоносовская смальта, которая и была использована для изображения звезды, Спасской башни и кремлевской стены на минском монументе, открытие которого приурочили к 10-й годовщине освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков.
Кстати
Изначально предполагалось, что высота памятника составит 48 метров, а сделан он будет из белого мрамора с розовым оттенком. Чуть позже были внесены коррективы: основным материалом стал более долговечный гранит, а окончательная высота обелиска составила 38 метров.