Леонид СТУХАЛЬСКИЙ: «Стихиям и обстоятельствам неподвластны»

В канун 40-­летия организации генеральный директор поздравил славный коллектив метростроителей с праздником, пожелал успехов и благополучия, а также рассказал читателям «НСМ», как скоро примет пассажиров третья линия метро, почему ему близок монументализм в оформлении станционных комплексов и какие новшества нас ожидают уже в следующем году.

— Хотелось бы узнать из первых уст: как обстоят дела с возведением третьей линии метро, какова готовность первых четырех станций, где находится «Алеся» и куда держат путь немеханизированные щиты?

— Выделены необходимые средства из госбюджета на строительство первой очереди третьей линии метро, разработан график работ — идем по нему с небольшим опережением. Немеханизированные щиты проходку завершили.

В середине апреля т.г. тоннелепроходческий механизированный комплекс встречаем на станции «Ковальская Слобода» и возвращаем вновь на «Вокзальную» для прохождения параллельного левого тоннеля, второй отрезок планируем завершить до конца года.

Большая степень готовности станции «Ковальская Слобода», здесь идут отделочные работы, снаружи установлены входные группы, начинается благоустройство прилегающей территории.

До октября планируем завершить общестроительные работы и перекрыть «Юбилейную площадь» — это самая глубокая станция, в котловане может скрыться девятиэтажный дом. К 30 мая будет восстановлено движение по ул. Мельникайте.

Серьезные объемы работ предстоит еще выполнить на «Вокзальной». Они активизируются, когда на соседней площадке завершится строительство торгово­развлекательного комплекса.

В ближайшее время начнется возведение второй части станции «Площадь Богушевича», будет изменена схема движения транспорта с полукольца на крест. Объемы работ большие, сроки сжатые. Здесь будет смонтирована СТП, без которой невозможно осуществить энергоснабжение станционного комплекса и тоннелей.

Если бы предложения УП «МИНСКМЕТРОСТРОЙ» были в свое время приняты заказчиком, готовность объектов была бы значительно выше. Темпы строительства можно увеличить, и мы готовы это сделать, а при необходимости — удвоить. После модернизации завод в состоянии обеспечить элементами обделки два щита. На будущее планируем создание современного производства, одного из лучших в городе.

— Только ленивый не высказался на тему, что метро — это дорого. Некоторые пошли еще дальше: мол, метро нам не по карману… Как считаете Вы, возможно ли нормальное существование двухмиллионного города без метро?

— Мировой опыт свидетельствует о том, что страны увеличивают темпы строительства рельсового подземного транспорта, просчитав, что создание многоуровневых развязок обойдется дороже. Идеально, когда крупному городу удается добиться симбиоза наземного и подземного транспорта.

В одной из европейских стран наблюдал, как из подземного тоннеля выныривал поезд, унося за город людей как городская электричка. Наверное, каждый город сам решает, какой быть транспортной схеме в современных условиях, мы готовы подключаться и работать, в том числе по строительству наземного рельсового транспорта.

— Вы приезжаете в город, где есть метрополитен. Становится ли сей факт поводом для включения метро в программу посещений? Какие новые идеи, технологии, подходы найдут отражение при строительстве минской подземки?

— Сейчас я обязательно спускаюсь в метро. Все виды и типы видел, много читаю, общаюсь с коллегами из разных стран.

Считаю перспективным создание транспортных узлов в молодых районах, которые со временем обрастают необходимой инфраструктурой и быстро развиваются, разгрузив центр.

Мне очень импонирует наше отношение к проектированию станций, где находят отражение национальный колорит, традиции… Нельзя идти по пути упрощения, относясь к метро как к сугубо транспортной структуре. Минское метро — одно из красивейших в мире, им нужно гордиться.

Третья линия будет кардинально отличаться от двух действующих: больше диаметр тоннелей;  иное верхнее строение пути, гасящее шум и вибрацию; защитные экраны для безопасности пассажиров; современные электропоезда.

— Структура УП «МИНСКМЕТРОСТРОЙ» меняется. В его составе с недавнего времени — ГМУ и ЭМУ. Какие еще перемены возможны в ближайшей перспективе? К чему готовиться коллективу?

— Несколько лет назад было озвучено, что «МИНСКМЕТРОСТРОЙ» видит себя в будущем многопрофильной организацией — все предпринимается для того, чтобы так и случилось. Геодезическо­маркшейдерское и электромонтажное управления стали полноправными структурами в составе предприятия, на подходе выделение из СМУ­2 сантехнического участка.

Для того, чтобы предлагать свои услуги на внешних рынках, необходимы опыт и знания. Две группы наших монолитчиков прошли стажировку в Праге на строительстве торгового центра, имеют соответствующие европейские сертификаты. Скоро отправится за новыми знаниями третья группа. Естественно, когда появляются в бригадах специалисты более высокого уровня, остальные, глядя на них, подтягиваются — коллектив меняется в лучшую сторону.

— Какие задачи Вы ставите перед подразделениями предприятия? Можно ли уже говорить, что каждое нашло для себя направление, которое лучше всего у него получается. Приведите, пожалуйста, примеры положительного развития.

— Три года назад СМУ­2 числилось не в передовиках. Управление располагало двумя щитами, специализировалось сугубо на немеханизированной проходке. В год выполняло от силы 2 тыс. куб. м бетонных работ. Сейчас они столько делают в месяц, переключившись на монолитные работы и научившись их производить не хуже общестроительных трестов. И объемы, и выработка, и загрузка — достойный результат!

Другой пример — СМУ­1. Помимо устройства верхнего строения пути здесь готовят кадры для специальных и, я бы сказал, очень актуальных работ — это ликвидация водопроявлений в подземных сооружениях. Сейчас мы в состоянии ликвидировать любые водопроявления, которые мешают жить и не дают строить, в том числе в случаях, когда проблеме много лет, и все другие методики не дали результата.

— Что цените в подчиненных, за что уважаете, с чем никогда не сможете смириться?

— Памяркоўнасць переводится как покладистость, сговорчивость, снисходительность, терпимость… Это качество мне не нравится. С такими людьми спокойно, но не интересно жить. Если на ходу спать, то ничего толкового не построить! Пусть человек горит делом, порой ошибается — мне это ближе и понятнее.

— Насколько важно, отмечая очередную круглую дату, сказать человеку спасибо за труд, подвести некую историческую черту, провести ревизию взглядов и подходов?

— Строителей как­то не принято хвалить, да и сами к себе мы относимся достаточно критично. Но не в этот раз. Будет праздник, награды, приятные сюрпризы — коллектив УП «МИНСКМЕТРОСТРОЙ» этого достоин!

Кроме того, в преддверии праздничной даты белорусские метростроители примут коллег из Германии, Чехии, Италии, Китая, Турции, Индии, Эстонии, Швейцарии, Украины и России в рамках проведения на базе УП «МИНСКМЕТРОСТРОЙ» международной научно­практической конференции «Перспективы строительства метрополитенов. Комплексное освоение подземного пространства». Будет дана оценка работе нашей организации и проанализирован мировой опыт.

— Пожелания коллективу.

— Встретимся на 100-­летии УП «МИНСКМЕТРОСТРОЙ»!

Беседовала Наталья ХАЦКЕВИЧ