Ребята поступают в 12-й лицей с не самыми высокими баллами аттестатов, но, попадая в благоприятную среду, становятся другими: приходит понимание, что профессия расширяет жизненные горизонты, давая возможность не просто обеспечить себя хлебом насущным, но и почувствовать удовлетворение и гордость за нее.
Здесь готовят кадры, которые достойно представляют нашу страну на международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства, на «ты» с современными оборудованием и технологиями, мотивированы на развитие и образование.
Более 70 лет УО «МГПЛ № 12 строительства» готовит специалистов для строительных организаций столицы. Сейчас это 6 специальностей по 12 профессиям, наиболее востребованным на строительном рынке. С прошлого года введена новая — монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства. Первый выпуск был расписан еще на стадии обучения.
В лицее созданы все условия для учебы и профессионального роста учащихся. Работают кружки и секции, организован быт, бурлит общественная жизнь.
«В наших мастерских не пахнет «совком», —
начинает с главного Игорь Вдовенко, заместитель директора по производственному обучению лицея № 12.
Под каждую специальность здесь функционирует своя мастерская. Причем каждая оборудована таким образом, что и стороннему наблюдателю хочется попробовать себя в роли созидателя: специальные боксы, тренажеры, качественный инструмент, современные материалы и оборудование.
«Нельзя научиться профессионально класть плитку на песке, нужны настоящие клеевые составы, — уверен эксперт по компетенции «Облицовка плиткой» Игорь Вдовенко. — И то, что в наших мастерских к концу дня скапливаются горы строительного мусора, говорит о правильности подходов, гарантирует обязательный переход количества в качество».
В 2013 году в лицее открыт ресурсный центр по специальности «укладчик напольных покрытий». На очереди — «монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства».
В Беларуси насчитывается 47 ресурсных центров. Можно говорить об удачном государственно-частном партнерстве в сфере профессионального образования, когда учебные заведения успешно продвигают современные материалы и технологии, используют их при подготовке и переподготовке кадров новой формации, а фирмы-производители предоставляют инструмент, оборудование, материалы и технологии.
Энергия молодости
Одним из важнейших источников повышения уровня качества профессионального образования является его соотнесение с международным опытом подготовки квалифицированных рабочих кадров. Поэтому Беларусь вступила в движение WorldSkills International (WSI), а лицей № 12 активно включился в формирование экспертного сообщества и подготовку ребят для участия во всемирных чемпионатах профессионального мастерства.
Представители 12-го результативно участвовали в трех национальных чемпионатах и всемирном в Абу-Даби. К слову, в 2017-м в Объединенных Арабских Эмиратах белорусскую сборную возглавлял Дмитрий Писарев, укладчик напольных покрытий лицея № 12, ныне — мастер производственного обучения. Это не единичный случай, когда выпускники лицея возвращаются в родные стены, чтобы передавать свои знания следующему поколению строителей. Сейчас здесь работают Дмитрий Крайко, Андрей Бурвин, Данила Козловский, Герман Лысоваль, Алексей Сак и многие другие.
У лицеистов настолько сильные позиции по компетенциям «укладчик напольных покрытий» и «облицовщик плиткой», что они желанные гости самых престижных европейских профессиональных конкурсов. Без призовых мест, как правило, не возвращаются. В 2018-м лицей № 12 принимал участников Европейского первенства укладчиков паркета, что говорит о возможностях и престиже учебного заведения.
Профессиональное образование без границ
— Установление партнерских отношений с зарубежными учреждениями образования, возможность контактов с представителями своей профессии в других странах позволяют поднять на другой уровень статус и качество подготовки по рабочим профессиям, обеспечить инновационную восприимчивость профессионального образования, мотивировать молодежь к личному и профессиональному росту, — уверен директор лицея № 12 Степан Шелег.
Его ребята вот уже второй год ездят на стажировку в самые престижные учебные центры Германии, где знакомятся с современными методиками подготовки по рабочим профессиям. Причем, чувствуют они себя там уверенно, хватают все на лету, спрашивают, закрепляют на практике, параллельно подтягивают немецкий. Да, есть разница в подходах: немецкий мастер не отойдет от ученика, пока не добьется идеального сварного шва, сколько бы на это не понадобилось времени. У нас тотальный контроль не проходит: у учащихся больше самостоятельности, простора для творчества. Здесь, как на WorldSkills International (WSI): соревнуется не столько профи, сколько методики и школы. Интересно, что при посещении немецких заводов известных концернов по производству автомобилей и экскаваторов (рассматривались работа на станках ЧПУ и аргоновая сварка) в цехах были замечены советские станки 1947 года производства. Принимающая сторона пояснила, что не все операции при производстве современных машин можно заменить роботами и продвинутыми технологиями. Приятно слышать!
Раз и навсегда – так не получится
Полгода будущие строители овладевают профессией в стенах лицея, а потом начинается практический этап на реальных стройках. Степан Шелег считает, что его питомцам повезло: базовый 35-й трест к молодому поколению внимателен – не проблема учащегося распределить на практику и трудоустроить выпускника по окончании учебного заведения.
А потом начинаются трудовые будни. По статистике, через 1-2 года специалисты теряют свою ценность, если не продолжают учиться. Это относится к любой профессии: на старом багаже далеко не уедешь. Неграмотными людьми 21 века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться.
УО «МГПЛ № 12 строительства» предлагает обучение, переподготовку и повышение квалификации по основным строительным профессиям и имеет соответствующие лицензии. Здесь считают, что быть первым в своем деле, значит, быть успешным, уверенным, идущим в ногу со временем. Высококвалифицированный укладчик паркета, ювелирно выполняющий свою работу, всегда предпочтительнее посредственного инженера — и с этим не поспоришь.
— Практические навыки отрабатываются всю жизнь. Наша задача — дать теоретические знания и научить учиться, — констатирует директор лицея № 12 Степан Шелег. — Человек не должен быть роботом, выполняющим определенные узконаправленные операции, он должен стремиться стать личностью, способной обучаться и при необходимости переквалифицироваться в дальнейшей жизни.